Автор Тема: Гении и виртуозы.  (Прочитано 199 раз)

Оффлайн Demetrius

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 686
    • Просмотр профиля
Гении и виртуозы.
« : 25 Ноябрь 2020, 01:02:29 »
Попалась на глаза статья, заставившая вспомнить прошлые наши споры о "традиционном" и авангардном изобразительном искусстве. Целиком ее не привожу, так как посвящена она совсем другому. Но частично перескажу и процитирую.
Гете: "Народ можно или просвещать или развращать". Последнее гораздо проще, но если следовать первому, то нужно научиться отличать обжигающую мощь гения от холодного мастерства виртуоза.
"Гениальность(от латинского genius- "дух")- высший уровень творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или в создании художественных произведений, когда достижения расцениваются как новый этап в определенной сфере деятельности, считаются опережающими свое время, формируя зону ближайшего развития культуры.".
Иммануил Кант: ". . . оригинальность должна быть первым свойством гения".
Ж.-П. Сартр: "Есть одна безошибочная примета гениального- это новое созерцание жизни и мира".
Гений открывает новые пути в творчестве. Гений делает прорыв в совершенно новую область.
"Виртуоз(от латинского virtus- доблесть, талант)- исполнитель, мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства."
Главное отличие гения от виртуоза(таланта)- это высочайшая степень новаторства. Виртуоз, как правило, вторичен. Талантливых людей- сотни и тысячи, гениальных- единицы.
Типичный пример виртуоза- Айвазовский. Он даже выступал с "цирковыми" номерами. "Восьмидесятилетний Иван Константинович назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича (Куинджи) он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете".
Айвазовский выдавал "на-гора" порядка 100 работ в год- это был просто производственный конвейер. Морской пейзаж с кораблем и стаффажем площадью в один кв.метр он создавал за 2-2,5 часа, а ночной пейзаж, с лунной дорожкой, еще быстрее. Однако, что может один мастер, могут повторить и другие. Не так быстро и ловко, но главное, что не отличишь.
"За всю свою жизнь маринист написал чуть более 6000 картин, но на сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч полотен. Наверняка там имеются полотна его учеников, но все же представьте, сколько подделок!".
9 из 10 картин Айвазовского, находящиеся в частных собраниях и музеях являются подделками! Многие были сделаны еще при жизни художника- его коммерческий успех всегда привлекал других ремесленников.
Но абсолютно никакого новаторства. Поэтому нет имени Айвазовского в истории мировой живописи. Не гений он был.
Другой типичный пример- Шишкин. Скандал с перелицовкой: ". . . 2004 года на майские "русские торги" Sotbys в Лондоне была выставлена картина "Пейзаж с ручьем" с подписью Шишкина, датированная 1863 годом. На аукционе она была атрибутирована как ранняя работа художника периода его европейской стажировки у мастеров Дюссельдорфской пейзажной школы живописи. Эстимейт ее составлял 1-1,28 миллиона долларов, и картина стала одним из двух топ-листов аукциона. . . Незадолго до начала торгов оказалось, что пдпись является подделкой. Картину опознали как ранее представленную на торгах шведского аукционного дома Bukowskis. За год до этого, в мае 2003 года, она была продана в Стокгольме как произведение голландского живописца Маринуса Адриана Куккука Старшего(эстимейт 9 тысч долларов). Предполагается, что год, прошедший между шведским и лондонским аукционами, картина провела в России, где над ней были проведены косметические процедуры.(т.н. "перелицовка").
Суть скандала: Шишкин является представителем Дюссельдорфской школы, которая за сто лет существования(почти весь 19 век) выпустила сотни художников, из которых только 400 стали мастерами-виртуозами не хуже Шишкина. Средняя стоимость картины художника этой школы примерно 8-9 тысяч долларов. После появления в нашей стране миллионеров с образованием уровня "Родная речь", цены на русских художников взлетели до небес. Просто бывшие бандиты, а ныне миллионеры не знают никого, кроме четырех фамилий из учебника для 4 класса. Если бы не "новые русские", то стоимость картины Шишкина на мировом рынке не превышала бы 8-9 тысч долларов, как и других художников Дюссельдорфской школы. Все они есть во всемирной сети.
Увы, не попало в историю мировой живописи имя Шишкина, не сделал он даже маленького нового шажка в искусстве. Впрочем, как и Репин с Левитаном, как и Поленов с Серовым, как и все наши русские "гениальные реалисты". А вот Малевич открыл дверь на другую планету- в абстрактное искусство. В живопись без сюжета. Поэтому только одна картина Малевича была продана за 85 миллионов долларов, а это больше, чем стоимость всех вместе взятых картин великих русских реалистов 19 века.
Министерство Пространства и Времени

Оффлайн Demetrius

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 686
    • Просмотр профиля
Re: Гении и виртуозы.
« Ответ #1 : 26 Ноябрь 2020, 05:26:57 »
Еще такое рассуждение:
Высочайшая культура рисования до изобретения фотографии базировалась на массовости и экономической престижности профессии художника. Если в Бразилии 20 миллионов подростков 12 месяцев в году гоняют мяч, то неудивительно, что на вершине пирамиды появляются Пеле. Возьмите Петербург первой половины 19 столетия. Там был целый клан художников-акварелистов, в основном немцев, который "обслуживал потребности населения". Конечно, не все рисовали как П.Ф. Соколов, но средний уровень был не хуже, это точно. Рисовали акварельки вроде " портрета дочерей Николая I в маскарадных костюмах" как нечего делать. И характер схватывали, и композицию. И делали быстро и относительно дешево. Это был Хлеб. Профессия. Художник был Мастером, и держался за свою работу и руками и ногами. Это были дипломированные специалисты, объединенные в общеевропейскую корпорацию, и обучавшиеся своему ремеслу по 15-20 лет. На этой БАЗЕ конечно регулярно появлялись Художники .
Фотография эту базу смахнула за десять лет. Надо сказать, что поначалу непроходимой пропасти между фото и живописью не было. На дагерротипы тоже надо было позировать, фотографии ретушировались, с другой стороны, художники, не афишируя давно использовали технику камеры-обскуры. Но цена, цена. . . Отсюда появилась эта жуткая тема нищего художника-пропойцы,  режущего себе уши, рисующего картины ушами, дабы доказать, что фотография это плебейский ширпотреб, а художник "передает характер" ( что правильно, но, черт возьми, "не до такой же степени"). В общем, во второй половине 19 века хорошие художники еще процветали, им за большие деньги богатые люди картины заказывали. Так что Мамонтовых и Плеве рисовали хорошо. Но таких заказчиков было мало. База была подорвана, хорошие художники в Европе за одно-два поколения вымерли не из-за отсутствия спроса, а из-за подрезки молодняка.
Цену произведения искусства нарушил капитализм, как массовое производство однотипных изделий. В эпоху античности и горшок был штучным товаром, следовательно стоимость вещи определялась реальным спросом. При капитализме возникла рекламная интервенция. Скажем, капиталист произвел партию в 10 000 утюгов. Их себестоимость 40 долларов. Он хочет их продать за 50 и наварить 100 000 баксов. Но рынок занят. Утюгов навалом, и все примерно одно и того же качества, одной и той же цены. Один из основных способов реализации товара в подобных условиях- рекламная кампания. Капиталист делает рекламный ролик за 5 000 долларов с толстой негритянской артисткой и утюги уходят со свистом. Он выпускает новую партию утюгов. Его конкурент вкладывает в рекламу 15 000 долларов и выпускает ролик с астронавтом. Тогда капиталист плюет и делает ролик с компьютерной графикой за 50 000 долларов. И тут начинается "искусство".
Его конкурент отправляет 9 999 утюгов на переплавку, нанимает художника, тот оставшийся утюг выкрашивает зеленой краской, распиливает пополам и пишет статью в Нью-Йоркском искусствоведческом журнале о новом экологическом стиле постмодернистского искусства. В результате оставшийся утюг уходит все с тем же свистом за 500 000 долларов. Капиталист получает свое, а художник 25 000 долларов , вырученные за сдачу 9 999 утюгов в утильсырье.
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2020, 05:30:06 от Demetrius »
Министерство Пространства и Времени